Применение современных образовательных технологий в ДО

по ранней профессиональной ориентации дошкольников

Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими. Процесс ранней профориентации в дошкольном детстве связан с формированием у ребенка образа мира, что способствует структурированию социального мира и формированию отчетливого дифференцированного представления о взрослых людях, в том числе и об их профессиях.

Задача педагога - поиск более эффективных современных образовательных педагогических технологий, так как они определяют новые средства, формы, методы, используемые в практики и, конечно, они должны быть ориентированы на развитие личности ребенка и его способностей.

Важно использовать современные образовательные технологии. Это:

1. Технология проектной деятельности (Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова). Проектная деятельность – это деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.

Построение образовательного процесса в Уч­реждении в соответствии с комплексно-тематическим принципом предполагает взаимосвязь с принципом интеграции.

Одной из технологий реализации интеграции образования в практике дошкольных учреждений является проектная деятельность, которая позволяет эф­фективно воздействовать на формирование интегративных качеств личности ре­бенка.

Этапы в развитии проектной деятельности:

1. Подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной - пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «из вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильна как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность.

2. Общеразвивающий – характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов.

3. Творческий – характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее последовательность.

Алгоритм деятельности педагога:

– педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов детей;

– вовлекает дошкольников в решение проблемы;

– намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);

– обсуждает план с семьями;

– обращается за рекомендациями к специалистам Учреждения;

– вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта;

– собирает информацию, материал;

– проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта);

– дает домашние задания родителям и детям;

– поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовлении поделок, рисунков, альбомов и т.п.);

– организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, КВН), составляет книгу, альбом совместный с детьми;

– подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

2. Технология исследовательской деятельности (А.И. Савенков, Н.А. Короткова). Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования:

• опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

• коллекционирование (классификационная работа) – освоение родо-видовых отношений.

3. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я. Михайленко). Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

4. Образовательная квест-технология. Квест (от англ. Quest – «поиск, предмет поисков, поиск приключений») – это вид сюжета игры, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей. Идея игры проста – команды, перемещаясь по точкам, этапам, выполняют различные задания. Дети сталкиваются с различными проблемами или персонажами, создающими проблемы, придумывают, как решить проблемы и преодолевают их, в конце игры подходят к определенному результату. Поиск может происходить как в «реальном мире», так и на искусственно подготовленной площадке. Данная технология подходит для отработки с детьми навыков профессий, как «Пожарные», «МЧС», «Спасатели», «ГИБДД» и т.п. Квест - игра как педагогическая технология реализуется в следующих вариантах: линейные (решение одной задачи дает возможность решать следующую); штурмовые (с помощью контрольных подсказок участник сам выбирает способ решения задачи); кольцевые (по сути, тот же линейный квест - игра только для нескольких команд, стартующих из разных точек). Важно отметить, что если вы предполагаете отсутствие некоего путеводителя по квест-игре, это может служить стимулом для творческого мышления и поиска нестандартных решений: ведь дети иногда могут предложить абсолютно нестандартное решение. Рассматривая структуру образовательной квест-технологии, следует учесть, что она применяется не к отдельно взятому ребенку, а к целой команде, ибо только совместные действия могут обеспечить наилучший результат. Поэтому в квест-игре нет элементов соревновательности, он основан на коммуникациях между игроками. Все сводится к следующему: постановка задачи (введение) и распределение ролей; список заданий (этапы прохождения, список вопросов и т.д.); порядок выполнения поставленной задачи (штрафы, бонусы); конечная цель. При организации квест-игры, необходимо учитывать количество участников (не более 5-6 человек в команде) и количество команд, а также возраст детей.

5. Технология интегрированного обучения (Л.А. Венгер, Е.Е. Кравцова, О.А. Скоролупова) является для дошкольных учреждений своего рода инновационной. Интеграция – это состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность.

6.Одним из, новых подходов при ознакомлении дошкольников с профессиями взрослых является промышленный туризм. Промышленной туризм – это организация экскурсии на действующие промышленные предприятия.

7.Информационно - коммуникативные технологии. В детском саду «Росинка» применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, виртуальных экскурсий, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

Основные требования при проведении занятий с использованием компьютеров:

– образовательная деятельность должна быть четко организована и включать многократное переключение внимания детей на другой вид деятельности;

– на образовательной деятельности дети должны не просто получить какую-то информацию, а выработать определенный навык работы с ней или получить конечный продукт (продукт должен быть получен за одно занятие, без переноса части работы, так как у детей происходит ослабление мотивации в процессе длительной работы);

– на образовательной деятельности не рекомендуется использовать презентации и видеоматериалы, пропагандирующие применение физической силы к персонажам, программный продукт, с одной стороны, должен критически реагировать на неправильные действия ребенка, а с другой – реакция не должна быть очень острой;

– перед образовательной деятельностью должна быть проведена специализированная подготовка – социально-ориентированная мотивация действий ребенка.

8.Мнемотехника (В.К. Воробъева, Т.А. Ткаченко, В.П. Глухов, Т.В. Большева, Л.Н. Ефименкова и др.).

Мнемотехника представляет собой систему методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций. Данная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной), мышления, внимания, воображения и развитию речи дошкольников.

В целом, мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об окружающей действительности.

Литература:

Кондрашов, В. П. Введение дошкольников в мир профессий / В. П. Кондрашов. – Балашов: Николаев, 2012. – 125 с

Кузнецова, Г. Н.Организация ранней профориентации в дошкольном образовательном учреждении [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ