Работа по ПДД в д/с «Росинка»

Воспитание культуры поведения на улице – актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте надо начинать еще в раннем возрасте, поэтому данный вопрос должен стать неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Правила, усвоенные в детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, их соблюдение – потребность.

Наш детский сад «Росинка» стремится дать своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Требуется кропотливая воспитательная работа с детьми. И, разумеется, в этом плане детский сад играет первостепенную роль.

«С чего начать? Как научить детей Правилам дорожного движения?» – этот вопрос задает обычно каждый педагог, принимая руководство воспитательной работы с детьми.

Прежде всего воспитатель должен создать положительный эмоциональный настрой при изучении с детьми правил дорожного движения. Эмоциональный положительный настрой к изучению Правил уличного движения формируют игры: дидактические и конструктивные, художественные произведения на соответствующую тематику. Примеры педагог должен подбирать сообразно детским возможностям, иными словами такими, чтобы дети действительно увлеклись, чтобы во время занятий выявилась их творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.

Вся проводимая работа по обучению детей правилам дорожного движения является составной частью занятий по ознакомлению с окружающим, изобразительной деятельности, прогулок, игр. Подготовка детей к самостоятельному в недалеком будущем общению с улицей начинается с младшей группы. Во время прогулок воспитатель обращает внимание малышей на движение пешеходов, транспорта, знакомит со словами «дорога», «тротуар», «шофер», «автомашина».

В средней группе расширяется программа целевых наблюдений. Детей знакомят с простейшими правилами дорожного движения: ходить надо по правой стороне тротуара, не мешая друг другу, разъясняются понятия «пешеход», «светофор», «проезжая часть» и т.д.

В старшей и подготовительной группах дети получают более полные знания о правилах поведения пешеходов и пассажиров, например, дорогу следует переходить только в указанных местах; переходя улицу, надо сначала посмотреть налево, а дойдя до ее середины, направо; ожидать транспорт следует на специальной остановке. Кроме того, детей знакомят с дорожными знаками и сигналами для регулирования дорожного движения. Знания, полученные на занятиях и прогулках, закрепляются в играх.

В каждой возрастной группе оформлен уголок безопасности с информацией для родителей и с выставкой детских работ. Представлены дидактические, настольные игры, атрибуты для ролевых игр, которые используются детьми в совместной с воспитателем и самостоятельной деятельности, а также в специально организованной форме обучения. Под руководством воспитателей дети и родители изготавливают атрибуты для сюжетно-ролевых игр, делают из бумаги, природного, бросового материала подарки для детей младших групп, своих сестер и братьев.

Для закрепления программного материала детям дают задания на дом, которые они выполняют под руководством взрослых. Например, запомнить путь из детского сада домой, нарисовать улицу, на которой живешь. Родители могут прокомментировать рисунок ребенка, уточнить, какие дома он нарисовал, где находится переход, какие знаки имеются на улице и т.д.

Ребенок действует под контролем и в сопровождении взрослого. Выполнение таких заданий ставит перед ребенком определенную цель, закрепляет знание правил передвижения по улице, развивает наблюдательность, необходимость подумать, представить, мысленно расчленить путь на небольшие отрезки, определить расположение ориентиров и обозначить их словом.

Работа с детьми

Образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения начинается в первой младшей группе. У детей формируются первичные представления о машинах, дороге, знакомим с некоторыми видами транспорта.

Уже со 2 младшей группы знакомим детей с понятиями «улица», «дорога», «светофор», формируем представление о работе водителя, о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого). Продолжаем знакомить с различными видами транспортных средств: грузовыми и легковыми автомобилями, маршрутными транспортными средствами (автобусами, троллейбусами, трамваями). Рассказывая о назначении маршрутных транспортных средств, знакомим детей с правилами поведения в общественном транспорте. Умение правильно вести себя в общественном транспорте должно стать привычкой.

В средней группе развиваем наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности. Продолжаем знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарным правилам поведения на улице. Подводим детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Уточняем знания о назначении светофора и работе полицейского. Знакомим с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Полиция», «МЧС», «Пожарная», трамвай, троллейбус, автобус); со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта». Дети учатся находить знаки на иллюстрациях, на макетах. Формируем навыки культурного поведения в общественном транспорте.

В старшей группе уточняем знания об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар); о движении транспорта, о работе светофора. Знакомим с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети. Знакомим с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Продолжаем знакомить с дорожными знаками.

В подготовительной группе систематизируем знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомим с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект». Развиваем свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формируем умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме. Продолжаем знакомить с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно – указательными. Подводим детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширяем представления детей о работе ГИБДД. Воспитываем культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

В ходе организованной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим мы даем детям представления о различных видах транспорта через рассматривание картин («Улицы нашего города», «Транспорт», «Дети и дорога»); просмотр презентаций, мультфильмов, разучивание стихотворений, чтение рассказов, беседы.

Для обучения детей ПДД используем в своей работе:

- беседы: "Наши друзья дорожные знаки", «Беседа об информационно – указательных знаках», "Правила пешеходов и пассажиров", «Об истории транспорта», «Основные части улицы», «Какие бывают автомобили?», «Правила для пассажиров», «Знаешь ли ты свой адрес?», «Светофор и его сигналы», «Дисциплина на дороге – залог безопасности», «Пешеходный переход», «Если ты пассажир», «Где должны играть дети», «Пешеход и его поведение на улице», «Опасный перекрёсток», «Знаки сервиса», «Метро», «Будь осторожен», «Пост ГАИ», «Правила пешехода», «Мчаться по улице автомобили», «Безопасная улица».

- заучивание стихотворений, загадывание загадок, чтение художественной литературы: В. Суслов «Его сигнал для всех закон», С. Маршак «Одна рифма», А. Клименко «Когда мы пассажиры», Я. Пишумов «Дорожная азбука», А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный»; Б. Жидков. «Что я видел, светофор»; А. Северный «3 чудесных цвета»; В. Клименко «Кто важнее всех на свете!», «Происшествие с игрушками»; С. Турутин «Для чего нужен светофор»; С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист», С. Маршак «Милиционер», «Мяч».

- настольные игры: «Час пик», «Азбука пешехода», «Как избежать неприятностей», «Дорожные знаки», «Транспорт: наземный, водный, воздушный», паззлы «Собери знак».

- сюжетно – ролевые игры: «Пешеход», «Пассажир», «Служба спасения».

- при ознакомлении детей с ПДД используем информационно-коммуникационные технологии.

Работа с родителями

«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагог целенаправленно проводит с родителями. Для этого должна быть тесная взаимосвязь между ними.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

Родители должны стать самыми активными помощниками педагогам в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдая сами правила безопасности.

Родители не должны позволять себе пренебрежительно отзываться о значении профилактики дорожно-транспортных происшествий при детях, а наоборот самим как можно чаще заниматься с детьми, а также принимать активное участие в создании необходимых условий для профилактической работы с детьми в ДОУ.

Необходимо проводить системную работу с родителями, углублять знания безопасного поведения на улице. Заинтересовать взрослых вместе с детьми участвовать в мероприятиях по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

  • памятки, буклеты и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД; папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • родительские собрания: «Соблюдаем ПДД», «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых». На собраниях родителям рассказываем о проведённых мероприятиях, беседах, занятиях по воспитанию и обучению безопасного поведения на улице.
  • беседы с родителями «Берегите юных пассажиров», «Как вести себя, чтобы не случилось беды» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия; консультации для родителей «Безопасность детей – забота и ответственность взрослых», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»;
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
  • выставки рисунков: «Дорога глазами детей», «Моя улица».

Работа с педагогами

Рассмотрим подробнее основные формы работы с педагогами:

Для повышения педагогического мастерства воспитателей в дошкольном учреждении создан перспективный план работы по профилактике дорожно-транспортных происшествий, опираясь на который каждая группа осуществляет планирование в соответствии с возрастом воспитанников, где определены цели и задачи для конкретного возраста. В методическом кабинете детского сада подобрана и систематически пополняется художественная и методическая литература для работы педагогов, ведется подписка на периодические издания, имеется копилка сценариев праздников, экскурсий, бесед, консультаций, конспектов занятий и развлечений по пропаганде дорожной азбуки, наглядный и практический материал по данной тематике (набор дорожных знаков, дидактические игры и другое).

Для повышения педагогического мастерства воспитателей используются эффективные формы методической работы:

1. Семинары-практикумы – это организованная форма работы, в ходе которой педагоги объединяются в группы для решения определенных задач за заданный промежуток времени с последующей презентаций результатов. Например, педагогов делят на творческие группы и просят каждую групп придумать игру по тематике связанной с правилами дорожного движения, при этом важно продумать не только содержание игры, а также цели и задачи игры, возможные атрибуты к ней, количество участников и другое. Время работы в группах ограничено – 15 минут. По истечению времени каждая группа презентует свою игру.

2. Нормативно-правовые чтения являются некой дискуссионной площадкой, где зачитывается и обсуждается правовые аспекты правил дорожного движения.

3. Педагогический совет - постоянно действующий коллегиальный орган самоуправления педагогических работников. С его помощью осуществляется управление развитием ДОУ. Участие в педагогических советах нацелено на объединение усилий коллектива ДОУ для повышения уровня воспитательно-образовательного процесса, использования в практике достижений педагогической науки и передового опыта.

4. Консультации для педагогов: к каждой консультации необходимо тщательно готовиться. Качественность подачи материала может обеспечить только профессионально компетентный специалист.

5. Мастер-класс–это особый жанр обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающийся на свои принципы и имеющий определенную структуру. Указанная форма методической работы является эффективным приемом передачи опыта обучения и воспитания, т.к. центральным звеном является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия. Пример: мастер-класс «Работа по запоминанию правил дорожного движения путем рисования дорожных ситуаций».

6. Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты. Эффективен, когда в короткие сроки необходимо собрать информацию, например, о знаниях педагогов в области правил дорожного движения, о методах используемых на каждой группе и другое.

7. Открытые просмотры – это действенная форма распространения передового и/или инновационного опыта. Эта форма работы, предполагает не только показ педагогами своего мастерства, но и детальный анализ увиденного, оценку деятельности другими педагогами.

8. Круглые столы - это форма организации обмена мнениями. Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон. Например, эффективные методы работы с дошкольниками по изучению правил дорожного движения. Каждая возрастная группа озвучивает и защищает свою позицию по данному вопросу.

9. Смотры-конкурсы – побуждают педагогов к творческой деятельности, раскрытию творческих способностей выявляют положительный опыт работы педагогов. Это могут быть смотры-конкурсы уголков в целом или какого-либо определенного оборудования (дидактические игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, светофоры для пешеходов и другое).

10. Конкурсы профмастерства направлены на выявление талантливых педагогов; демонстрацию педагогами собственного опыта и мастерства и способствуют личностной и профессиональной самореализации, развитию творчества, а также повышению престижа профессий «педагог», «воспитатель». Например: «Лучшая программа по предупреждению дорожно-транспортного травматизма», «Лучшая организованная образовательная деятельность» и другое.

11. Выставка игровых и дидактических пособий этот метод призван расширить представление педагогов о пособиях и играх по правилам дорожного движения, пополнить их знания об использовании этого материала. Метод особенно эффективен, когда в выставке участвуют несколько образовательных учреждений

.